8 ЧАСОВ НАЕДИНЕ С СОБОЙ

(или психологический эксперимент над собой)


Впервые о том, как компьютер, телевизор, планшет и прочие гаджеты влияют на нашу жизнь и нужно ли ограждать от них детей, меня заставил задуматься разговор с подругами. Одна говорила, что у ее ребенка не будет гаджетов, и что он будет играть в шахматы, футбол, читать книги и т.д. А вторая утверждала, что ребенок будет белой вороной, если полностью оградить его от техники. Потому что не будет знать о чем говорят его сверстники, обсуждая очередной фильм, игру, мультик и просто нужно ограничить время провождения за компьютером, что он будет обделен! И такое чувство вины прозвучало в ее голосе!  И естественно решили спросить у меня (психолог же обязан знать все!)- как правильно! На тему, как я считаю правильно, обязательно напишу в другом сообщении. А сейчас хотела бы рассказать вам об одном очень показательном и поучительном эксперименте семейного психолога Екатерины Мурашовой, а также о том, как я сама провела над собой эксперимент и что из этого получилось.


Начну с того, мне не составило труда провести наедине с собой 8 часов, больше - мне их оказалось мало! Потому что в обычной жизни мне редко удается побыть одной. За это время я успела прочитать 3 книги, выспаться, сделать генеральную уборку. при этом я как-то не вспомнила про чисто девичьи занятия - маникюр-педикюр-ванна и т.д. Еще в моих планах было сесть за мольберт и порисовать (не занималась этим уже почти 1,5 года, а так тянет, прямо душа ноет от невозможности выплеснуть свои эмоции на бумаге). Но оказалось, что время закончилось, поэтому я с легким сердцем села писать сообщение в блог!)) Никаких негативных эмоций при этом я не испытала. Может потому что я интроверт, но мне такая "пытка" показалась глотком свежего воздуха. А теперь сам эксперимент

Пишет Катерина Мурашова: 
Осенью я провела небольшое исследование. 
Моя рабочая гипотеза была такова: современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой, от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся. 
По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов (непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации (телефоном, интернетом), не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные человеческие занятия — игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д. — были разрешены. Во время эксперимента участники по желанию могли делать записи о своем состоянии, действиях, о приходящих в голову мыслях. Строго на следующий после эксперимента день они должны были прийти ко мне в кабинет и рассказать, как все прошло.При возникновении сильного напряжения или других беспокоящих симптомов эксперимент следовало немедленно прекратить и записать время и, по возможности, причину его прекращения. 
В моем эксперименте участвовали в основном подростки, которые приходят ко мне в поликлинику. Их родители были предупреждены и согласились обеспечить своим детям восемь часов одиночества. Вся эта затея казалась мне совершенно безопасной. Признаю: я ошиблась. 
В эксперименте приняли участие 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37 девочек. Довели эксперимент до конца (то есть восемь часов пробыли наедине с собой) ТРОЕ подростков: два мальчика и девочка. Семеро выдержали пять (и более) часов. Остальные — меньше. Причины прерывания эксперимента подростки объясняли весьма однообразно: «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет». У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове. Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший практически до остроты «панической атаки». У троих возникли суицидальные мысли.imageНовизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества. Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились у меня (от ужаса). Что делали мои подростки во время эксперимента? 
— готовили еду, ели;
— читали или пытались читать, 
— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
 — смотрели в окно или шатались по квартире;
 — вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет); 
— складывали головоломки или конструктор «Лего»; 
— рисовали или пытались рисовать; 
— мылись; 
— убирались в комнате или квартире;
 — играли с собакой или кошкой; 
— занимались на тренажерах или делали гимнастику; 
— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
 — играли на гитаре, пианино (один — на флейте); 
— трое писали стихи или прозу;
 — один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах; 
— одна девочка вышивала по канве; 
— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
 — один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
 — одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик 
— в зоопарк; — одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли. Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники. Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента. 
63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось. При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния. 
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой (сын моих знакомых — научных сотрудников) сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей. Получив такие результаты, я, честно сказать, немного испугалась. Потому что гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается… А ведь надо еще учесть, что в моем эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился. 

Вот такой эксперимент получается....
ЧИТАТЕЛИ БЛОГА - А ВЫ СМОГЛИ БЫ ПРОВЕСТИ 8 ЧАСОВ БЕЗ ГАДЖЕТОВ? 
ЕСЛИ КТО-ТО РЕШИТ ПОВТОРИТЬ ЭКСПЕРИМЕНТ, ПОЖАЛУЙСТА, РАССКАЖИТЕ О ТОМ, ЧТО ВЫ ДЕЛАЛИ И КАКИЕ ЧУВСТВА ИСПЫТЫВАЛИ ПРИ ЭТОМ.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога