Причины, по которым дети не любят читать… 

Ольга Маховская "Непослушный ребенок: Перезагрузка"




Сколько себя помню я всегда читала, лет с 6, читала все - и энциклопедии, и приключенческие книги, и детективы, и классику, и сказки, и много-много разных книг. Но начала читать не сразу - мама долго билась со мной, потому что я знала все буквы, умела складывать слоги, а читать никак не могла научиться. Пока однажды ко мне в руки не попала книга "Волшебник Изумрудного города", и тут началось волшебство....Я сама начала читать, сначала по слогам, потом целыми словами, а потом сразу про себя (потому что мне так было легче и быстрее!), прочитала первую книгу, а потом всю серию книг про Изумрудный город. И еще я всегда рисовала, то что читала - у меня дома копились альбомы с книжными героями - Страшила. Пятачок, Карлсон, Розовый фламинго, а позже с героями романов, детективов. Самое счастливое время было тогда, когда я могла лечь с книжкой на кровать и читать! И летом, и зимой это было мое самое любимое занятие, я могла читать везде - дома, во время еды, в лесу, на пляже. Мне даже в голову не приходило что НУЖНО сознательно учить ребенка читать. Может потому что у меня всегда читала мама, я видела с каким упоением она читала очередную книгу, как она маялась от тоски если нечего было больше читать. Может потому что если любишь то, чем ты занимаешься, эта любовь, это увлечение передается и другим! Невозможно "заразить" своим делом других людей, если тебе самому оно не нравится. точно также и с книгой - моя мама любила и любит читать, и я не могла не полюбить читать. 
Но это было небольшое предисловие к статье, в которой как раз и рассматривается актуальная на сегодня проблема - "Как научить ребенка читать".

1. У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок. Няни обычно обеспокоены внешней стороной ухода за малышами. Родители сами отбирают нянь для воспитания и ухода за детьми по критериям «аккуратности», а не креативности. Наемным воспитателям отказывали только потому, что у ребенка были руки испачканы пластилином. 

2. Дети слишком рано учатся читать — раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы с родителями. Кто-то ошибочно запустил в массы стереотип о том, что уровень интеллекта ребенка проявляется в его способности читать. Переоценка способности к чтению в России связана с поздней всеобщей грамотностью населения. Советская власть посадила за парты людей, родители которых родились в семьях крепостных. Переоценка умения читать только усилилась с введением всеобщего среднего образования, дав миллионам детей войны получить в дальнейшем высшее образование, войти в интеллектуальную элиту страны. 

3. Сегодня принадлежность к элите, к сожалению, не определяется интеллектуальными способностями. Утерян основной мотив образования – изменить в дальнейшем жизнь к лучшему, применив свои интеллектуальные навыки. Общество в целом не настроено на познание и открытия. 

4. Дети читают гораздо больше, чем мы думаем, потому что к чтению мы относимся более «серьезно». В качестве идеальных текстов родители рассматривают художественные произведения классиков, а не дневники ЖЖ в пол-экрана. 

5. Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В жизни появилось слишком много аттракционов. 

6. Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Возможно, никогда прежде разрыв между поколениями не был таким большим. Есть теории, согласно которым, родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы мало полезны своим детям. 

7. Одновременно с чтением дети учатся писать, вернее, печатать на клавиатуре. Каллиграфические требования больше не сдерживают желания ребенка, его потребность в обмене информацией. Первые письменные сообщения для большинства детей – это компьютерные команды, которые они набирают, чтобы проникнуть в виртуальные миры экранных игр.

8. Поменялся язык общения между людьми. В нем больше стало глаголов, действия (action), меньше – существительных и почти не осталось прилагательных, которые бы отражали теплую, эмоционально насыщенную атмосферу, делали бы нас притягательными друг для друга и для своих детей. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы им настойчиво предлагаем. 

Приемы мотивации чтения у детей:

1. Первый прием чему-то научить ребенка – это заражение. Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в доме углубившихся в чтение книг взрослых, которые спешат поделиться новостью, у них не возникнет интерес к такому способу познания. Наивно полагать, что если все время проводить за экраном, ваш ребенок потянется к книжке.

2. Чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окружении книг. Требования экономии места, высокая мобильность и быстрое распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома книг, за которыми еще недавно записывались в очередь. Книжные шкафы и полки стали рассматриваться как невозможное ретро, не вписывающееся в современный дизайн, который почему-то называют евроремонтом. В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, вырастет читающий ребенок. 

3. Читайте вместе с детьми то, что интересно и вам, и ему. Детская литература постоянно обновляется, и по-прежнему трудно следить за новинками. Заинтересованные мамы и даже некоторые папы сегодня легко обмениваются знаниями и рекомендациями через Сеть. 

4. Учите ребенка сочинять, сочиняйте с ним истории. Интерес к придуманным мирам лежит в основании потребности читать толстые книжки в будущем. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребенка творческое воображение. Дети с развитым творческим воображением будут искать более сложные и занятные истории, чем могут придумать они сами или вместе с родителями. Они потянутся к книгам. 

5. Учите с ребенком стихи. Детское стихотворение, размер выученного текста – это, говоря современным языком, формат текста, который ребенок может понять, связать, запомнить и пересказать за раз. Это «устойчивая порция», «квант», «единица» чтения. У детей, которые сразу сели за компьютеры, как правило, не сформирована устная речь и умение связно изложить свою мысль другому. Навыки оперирования текстами приобретаются не только во время механического чтения, но и в устной речи, в процессе ролевой игры, в самых разных социальных ситуациях. 

6. Разыгрывайте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Детям интересны отношения между людьми, необычными персонажами, и, как только наступает время ролевых игр, они с удовольствием погружаются в их миры. С 4-5 лет «единицей чтения» становится событие, действие, которое произошло с двумя и более персонажами. Можно сказать, они начинают усваивать искусство диалога и делают еще один важный шаг на пути к формированию сюжетного мышления. 

7. И только после этого нам стоит уделить внимание обучению буквам и складыванию слов и предложений. Техника чтения раньше отставала от воображения и мышления, и это было дополнительным мотивом: как можно быстрее научиться читать, чтобы удовлетворить свою потребность в новом знании. 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога