Ребенок активный и
гиперактивный.
В чем разница?
Активность детей частенько раздражает нас взрослых,
ведь нам хочется что бы все вокруг нас было «чинным и благонравным» в тоже
время для ребенка движение - естественная потребность.
Ребенок живой, подвижный, активный - что в этом
плохого? Более того, он и смышлен не по годам, врачи на задержку развития
не указывают. И тем не менее вас постоянно выводит из себя его неугомонность,
беготня, ерзанье, нетерпеливость, невразумительные ответы.
Не следует любого возбужденного ребенка относить к
категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через
край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным, - это не значит, что
он гиперактивен. Если вы засиделись в гостях, заболтались, у вас была долгая
поездка ,духота, ребенок устал, хочет есть и пить тогда ребенок начинает
злиться или капризничать.
У всякого ребенка время от времени случаются минуты
гнева. А сколько детей начинают "баловаться" в постели, когда пора
спать, или требуют что-то в магазине! То, что ребенок становится как заводной,
давая выход скуке, вовсе не считается признаком гиперактивности. Быть может,
это временно. Или просто так сложилась ситуация.
Вот здесь и кроется главное отличие ребенка живого,
активного от гиперактивного
Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых
условиях - дома, в гостях, в кабинете врача, на улице - будет вести себя
одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом
интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни
уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм
самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых.
Этих можно уговорить, наказать, в конце концов. Гиперактивных - бесполезно, их
надо сначала подлечить.
Проявление синдрома дефицита внимания с
гиперактивностью (СДВГ) определяется тремя основами.
Это невнимательность, гиперактивность и импульсивность, которые
может определить врач-невролог. Ни психолог, ни опытный воспитатель и учитель
с большим опытом работы не могут поставить и не должны ставить такой
диагноз.
Понятие "невнимательность" в
данном случае складывается из следующих признаков:
- Обычно
ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях,
из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском
саду).
Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к
нему речь, из-за чего
- складывается
впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.
- Ребенок не
умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он таким
образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа.
Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила
работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.
- Ребенок
испытывает огромные трудности в процессе организации собственной
деятельности (не важно - построить ли дом из кубиков или написать школьное
сочинение).
- Ребенок
избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
- Ребенок
часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском
саду никогда не может найти свою шапку или что-то еще, в классе - ручку
или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте.
- Ребенок
легко отвлекается на посторонние стимулы .
- Ребенок
постоянно все забывает.
Для того чтобы поставить ребенку диагноз
"невнимательность", у него должно присутствовать как минимум шесть из
перечисленных признаков, которые сохраняются по меньшей мере шесть месяцев и
выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной
возрастной среде.
Понятие "гиперактивность" включает
в себя следующие признаки:
- Ребенок
суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно
двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.
- Ребенок не
в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по
классу и т. п.
- Двигательная
активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так
бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это
бывает далеко не безопасно.
- Ребенок не
может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься
чем-то определенным.
- Понятие "импульсивность" включает
в себя следующие признаки:
- Ребенок
часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой
просто выкрикивает ответы.
- Ребенок с
трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.
- Ребенок
обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к
окружающим.
Говорить о гиперактивности и импульсивности можно
только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как
минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев.
Признаки синдрома дефицита внимания с
гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить в большинстве случаев после
четырех лет, может и раньше и продолжается до подросткового возраста . Но
наиболее заметными гиперактивность и проблемы с вниманием становятся к моменту,
когда ребенок попадает в детский сад, и принимают совсем угрожающий характер в
начальной школе.
Почему именно в детском саду? Да потому, что именно
там малыш впервые сталкивается с реальной жизнью. Он попадает в организованную
ситуацию, в коллектив, живущий по правилам, распорядку, и от каждого члена
такого коллектива уже требуется достаточная степень самоконтроля. Там надо
уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя,
уметь отвечать ему и многое другое, чего наш бедный ребенок не просто не умеет,
он не может этого уметь. Он в этом не виноват.
Но проблемы все-таки начинаются. И с каждым годом они
становятся все более острыми. Воспитатели и учителя жалуются на
непрекращающееся беспокойство, исходящее от ребенка. Родители замечают,
ко всему прочему, что он быстрее изнашивает одежду и обувь ("на нем все
горит"), ребенок вмешивается во все дела, свистит, болтает
безумолку, задирает братьев и друзей и импульсивно дотрагивается рукой до
любого, кто проходит рядом. И тем не менее даже врачи не всегда могут сразу
ответить, действительно ли двигательная активность этого непоседы выше, чем у
обычных детей, или она просто носит другой характер.
Одна из основных особенностей таких детей заключается
в том, что они быстро переключают внимание с одного предмета на другой и с
большим трудом могут сосредоточиться. Учителя жалуются, что они ничего не
слушают на уроках. Плохо выполняют домашние задания, начинают отставать в
учебе, несмотря на достаточный интеллект.
Этому есть объяснение: центральная нервная
система гиперактивного ребенка плохо справляется с новыми (увеличенными)
нагрузками, как физическими, так и психическими.
Вот почему такой школьник чувствует себя, мягко
говоря, не всегда уютно в коллективе. Ведь попав в разряд
"неуспевающих", он начинает ощущать негативное отношение со стороны
учителей и сверстников, что еще больше усугубляется неадекватным активным
поведением. Несчастного ребенка часто ругают, над ним смеются, "не берут в
игру". Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная
самооценка - характерные эмоции при СДВГ - получают дополнительный стимул.
Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже на ровном
месте. Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней
жизнью.
Но случается и совсем противоположное - гиперактивный
маленький человек становится лидером. И тогда коллектив, который он
возглавляет, трясет и будоражит. Очень важно помнить, что такие дети, как
правило, лишены чувства страха. Они могут, не задумываясь, выскочить на дорогу
перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в глубину, не умея
плавать, и т. п. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более что
обычно у ребятишек с СДВГ снижена реакция на болевые стимулы, и большинство из
них спокойно воспринимают удары, порезы и даже довольно серьезные травмы.
Часто у детей с СДВГ появляются подергивания и тики.(
моргание, шмыганье, покашливание и много других)
Многие дети с синдромом дефицита внимания с
гиперактивностью жалуются на частые головные боли (ноющие, давящие, сжимающие),
сонливость, повышенную утомляемость. У некоторых наблюдается энурез
(недержание мочи), причем не только ночью, но и днем.
По международной классификации выделяют три
формы СДВГ:
- В первой
формегиперактивность сочетается с нарушениями внимания; по
распространенности это самая частая форма заболевания.
- Во второй
форме - преобладают нарушения внимания.
- В третьей
форме - преобладает гиперактивность.
Последняя форма встречается реже других. В большинстве
случаев, если у ребенка есть только гиперактивность, это может быть связано с
его индивидуальными особенностями, в частности, с темпераментом, поэтому не всегда
можно говорить о патологии.
Заметим, что далеко не всегда и невнимательные дети
попадают в число больных СДВГ. Надо четко различать состояния
гиперактивности и неспособности концентрировать внимание (НКВ). Последнее
вполне может проявиться само по себе неспособностью закончить начатое дело,
быстрым переключением интересов и т. д. Кстати, довольно часто такие проявления
мы наблюдаем и у взрослых людей. В медицине это называется "остаточное
явление неспособности концентрировать внимание".
По статистике, синдром нарушения внимания с
гиперактивностью большей частью почти в пять раз чаще у мальчиков, чем у
девочек. Почему? Так, видимо, природа позаботилась, создав девочку более
выносливой даже в утробе матери. Она не так восприимчива ко всяким вредным (патогенным)
воздействиям, на ней меньше отражаются и неблагополучные роды. Кроме того, мозг
у прекрасной половины человечества значительно отличается от мозга сильной
половины.
Уважаемые родители ! если у Вашего малыша поставлен
диагноз СДВГ-синдром дефицита внимания помните, что :
Гиперактивный ребенок «не вредный» и не «плохой»,
просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность,
он в этом не виноват.
В общении с гиперактивным ребенком соблюдайте правила:
- «не
замечайте »мелкие шалости, сдерживайте раздражение, не кричите на ребёнка,
так как от шума у него возбуждение усиливается.
- при
необходимости применяйте позитивный физический контакт(возьмите за
руки, погладьте по руке, голове, прижмите к себе)
- только
последовательные воспитательные приемы могут сгладить проявление этого
состояния
- хвалите за
каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свою
радость, если он довел дело до конца.
- настройтесь на длительную работу с ребенком, вплоть до подросткового возраста, обращайтесь за помощью к врачам, психологам, которые могут провести работу с ребенком
Комментарии
Отправить комментарий
Благодарю за то, что нашли желание и время оставить свой комментарий!