Ю.Б. Гиппенрейтер
Продолжаем общаться с ребенком. Так?
(часть 1)
Ребенок растет
Природа ребенка
Как и любое живое существо, ребенок активен с рождения.
Новорожденные дети поворачивают голову в сторону звука. Двухмесячный младенец
ищет лицо склонившегося над ним человека, ловит улыбку, гулит в ответ. В
течение первого года он научается смотреть, узнавать лица и предметы, брать
игрушки, сидеть, ползать, вставать, ходить, а потом – говорить, задавать вопросы…
и многое, многое другое. Учат ли его специально всему этому? Нет, ребенок
осваивает сложнейшие вещи сам, благодаря собственной активности.
Стремление к свободе
Жизнь показывает, что когда ребенку предоставляется свобода
в играх и занятиях, то он бывает бодр, активен, предприимчив. Наоборот, если
его сильно ограничивают, он становится безразличным, а порой упрямым и
агрессивным. Подобные наблюдения привели психологов к выводу, что стремление
к свободе и самоопределению – одна из базисных потребностей человека.
У ребенка она проявляется очень рано. На детском языке
стремление к свободе и самостоятельности выражается словами: «я сам», «я сам
могу!». При этом ребенок активно ищет и находит то, что ему в данный момент
больше всего нужно – нужно для его развития и самообучения. Когда ребенок
трудится над тем, что выбирает по собственной инициативе, и добивается
результата, он испытывает особое чувство подъема и гордости. Но происходит и
большее: у него возникает уверенность в своих силах, желание пробовать и
дерзать дальше.
Приведу небольшой, но яркий эпизод, рассказанный одной
матерью.
Моему сыну было тогда три года. Мы с ним гуляли во дворе
зимой. У нас была горка, а сбоку по ней шла лестница для пешеходов. Горка была
высокая, и лестница довольно длинная. Дети поменьше поднимались на несколько
ступенек и скатывались с середины горки. Мой сын по возрасту был среди них.
Через некоторое время он заявил, что хочет подняться повыше; я не решилась
ему возразить, и он благополучно съехал несколько раз. После этого его смелость
возросла, и он поднялся еще выше. Наконец, преодолевая страх (я это видела), он
залез на самый верх! Я пережила много волнений, но изо всех сил старалась себя
сдержать, чтобы не запретить ему съехать. Вернувшись домой, возбужденный сын с
порога крикнул:
– Папа, я могу!
– Что ты можешь? – спросил отец.
– Все! – гордо ответил сын.
Можно с уверенностью сказать, что мальчик в этой истории
получил бесценный опыт самостоятельного решения, связанного с риском, и победы
над собственным страхом. Согласимся, что вывод «Могу все!» дорогого стоит!
А нам стоит отметить, что эти «подарки» обеспечила мальчику
его мать, которая проявила мужество – мужество особого рода: давать ребенку
свободу рисковать.
Глубокая сосредоточенность
Однажды пожилой профессор, подойдя к кроватке, в которой
стоял, держась за перильца, его десятимесячный внук, сказал гостю: «Посмотрите,
какие у него внимательные глаза: он будет очень способный!».
Способность к пристальному вниманию – это дар,
который получает любой ребенок от природы. Нам, взрослым, знакомы такие особые
состояния внимания, когда мы заняты интересным делом, «уходим в него с
головой». Тогда случается, что мы не слышим обращенные к нам слова или
проезжаем остановку, погрузившись в интересную книгу. Очевидно, что в эти
моменты в нас идет интенсивная внутренняя работа.
Психологи установили важный факт: чем младше ребенок, тем
чаще он находится в описанном состоянии – углубленной сосредоточенности на
чем-то. И в этом есть своя «логика»: весь мир для него нов, неизвестен и очень
интересен. Количество нового несоизмеримо с тем, что узнает и осваивает потом
взрослый. По словам Л. Н. Толстого, взрослый человек проходит в своей жизни
версты, а ребенок до пяти лет преодолевает пространство космоса!
Существует легенда о детстве знаменитого физика Нильса Бора.
Рассказывают, что однажды его мать с двумя сыновьями (у
Нильса был брат) ехала в поезде. Когда они вышли на своей остановке, один из
пассажиров – соседей по купе произнес: «Бедная мать, один ребенок у нее
нормальный, а другой идиот!» Этот приговор относился к Нильсу, и причиной было
то, что большую часть дороги Нильс ехал с остановившимся взглядом, полуоткрыв
рот, безучастный ко всему происходящему. Пассажир не понял, что мальчик был в
состоянии глубокой задумчивости. Способность погружаться в глубокие размышления
у мальчика была уже тогда очень развита, что, несомненно, являлось признаком
большого таланта.
Не ошибаются ли таким же образом учителя, особенно в
начальных классах, прерывая «замечтавшегося» ребенка грубым замечанием: «Миша,
ты опять ворон ловишь!». А Миша, может быть, в этот момент глубоко переживает
что-то увиденное или услышанное, и богатство этого переживания не идет ни в
какое сравнение с наставлениями вроде того, что дату надо писать, отступив на
две клеточки сверху и одну слева. К таким состояниям ребенка надо относиться
очень бережно!
Удивительная настойчивость
Следующий природный дар, который свойственен всем
детям, – удивительная настойчивость. Дети постоянно упражняются во
всем, что пытаются освоить. Они упорно трудятся, осваивая новое движение или
действие, – ошибаются, снова пробуют, повторяя то же самое десятки раз,
пока не добьются результата.
Вот один из многих примеров. Рассказывает мать годовалого
малыша.
Я сидела на диване, а мой сын стоял в нескольких метрах
от меня, держась за кресло. Он только начинал ходить. Стоять и передвигаться по
стенке он уже мог, но когда отпускал руку, то терял равновесие и падал. Он явно
хотел перебраться ко мне, и я его ласково звала. По всему было видно, что он
хотел до меня дойти! Он отрывался от кресла, делал
несколько шагов и шлепался на мягкое место. Вставал на четвереньки, полз… но
не ко мне, а назад к креслу! Там он поднимался на ноги и
опять пробовал идти ко мне. Снова шлепался, снова отползал назад. Повторял он
это много раз! Наконец, все-таки дошел до меня, качаясь и сияя от восторга! Он
явно переживал триумф, а я испытавала вместе с ним не только радость, но и
гордость. Знаете, я почувствовала, что он – личность!
Можно согласиться с матерью. Действительно, этот эпизод
показывает, что ребенок не только учится ходить, он проявляет волю и
настойчивость, выбирая новый трудный способ вместо простого и привычного. И
через такое проходят все дети!
Особенная впечатлительность
Известный ученый – исследователь поведения животных, Оскар
Гейнрот имел обыкновение говорить, что животные – это те же люди, только более
эмоциональные. То же вполне можно сказать о детях: они – те же мы, только
гораздо более эмоциональные и, добавим, более восприимчивые. Их память способна
«запечатлевать» некоторые события, на посторонний взгляд незначительные,
и хранить их всю жизнь. Иногда это приводит к важным осознанным решениям.
Австрийский психолог Альфред Адлер много занимался детскими
воспоминаниями и их значением для взрослой жизни. Приведу пример лишь одной его
истории. Это – сокращенный рассказ взрослой женщины.
Когда мне было три года, мой отец купил нам двух пони. Он
привел их за поводки к дому. Моя сестра, которая была тремя годами старше, чем
я, взяла один поводок и торжествующе повела своего пони вдоль по улице. Мой
собственный пони, торопящийся вслед за первым, пошел слишком быстро для меня –
и уронил меня лицом прямо в грязь. Вот как бесславно завершилось событие,
которого я с таким восторгом ждала! (…)
И тот факт, что позже я превзошла свою сестру как
наездница, никогда и ни в малейшей степени не растопил во мне этого
разочарования.
А. Адлер справедливо замечает, что случай не просто
запомнился девочке, но определил важный вывод и ее жизненную установку: «Если я
не буду осторожна, моя старшая сестра всегда будет побеждать. А я всегда буду
терпеть поражение, всегда буду оказываться в грязи. Единственный способ
обезопасить себя – это быть первой».
В автобиографических воспоминаниях мы находим аналогичные
примеры глубоких эмоциональных «выводов» детей. Вот один из них.
Когда Марине Цветаевой было шесть лет, она увидела в
концертном исполнении сцену объяснения Онегина и Татьяны в саду (после письма
Татьяны). М. Цветаева так описывает свое восприятие и его последствия:
Скамейка. На скамейке – Татьяна. Потом приходит Онегин,
но не садится, а она встает. Оба стоят. И говорит только он, все время, долго,
а она не говорит ни слова. И тут я понимаю, что… это – любовь: когда скамейка,
на скамейке – она, потом приходит он и все время говорит, а она не говорит ни
слова.
…Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он не любил
(это я поняла), потому и не сел, любила она, потому и встала…
…Эта первая моя любовная сцена предопределила все мои
последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви.
…Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда
первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда, – то
только потому, что на заре моих дней Татьяна в книге, при свечке, с
растрепанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах сделала…
…Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок
судьбы. Урок одиночества.
Замечательные качества, заложенные в каждом ребенке, –
его активность, стремление к самостоятельности, настойчивость, гибкость,
впечатлительность и эмоциональность – в благоприятных случаях ведут не только к
развитию его талантов, способностей, характера, но порой и определяют его
судьбу. Посмотрим более внимательно, как это происходит.
Комментарии
Отправить комментарий
Благодарю за то, что нашли желание и время оставить свой комментарий!