Гиперактивный ребенок
или ребенок с синдромом СДВГ
“Неужели до сих пор никто
не создал вечный двигатель?
Если вам нужны его секреты,
изучите моего ребенка”.
не создал вечный двигатель?
Если вам нужны его секреты,
изучите моего ребенка”.
Такой ребенок, став на ножки, тотчас же сразу начал бегать. С тех пор торопиться куда-то, мчит на ракетных скоростях, не управляя тормозами. Мчит год, другой и в эту гонку невольно вовлекает всех, кто общается с ним. Ему лишь 3, а мама с папой измотаны так, словно он им не дает покоя вечность. Ему 4,5…. Все валятся с ног рядом с ним. Лишь он один неутомим. Он весь как будто на шарнирах, и оттого все части тела все время ходят ходуном и извиваются в движениях. Особо непослушны руки. Они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают…. Порою кажется, что их у малыша не две, а больше. А ноги? Сколько на них долю выпадает за день бегать, потому что у гиперактивного ребенка нет такого слова, как “ходьба”.
Во всем этом виновата нервная система малыша, ее повышенная возбудимость. Все это с возрастом пройдет и он остепенится. Надо только научиться ждать и помогать ребенку. Разве вы когда-нибудь встречали взрослых, вам напоминающих “вихрь”, ”ураган”, ”пожар”?
Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком:
- Необходимо узнать причину гиперактивности ребенка. Проконсультироваться с врачом: болезнь это или нет. Нередко у гиперактивного ребенка в анамнезе есть родовая травма. Бывает, что гипердинамичность — это следствие ММД (минимальной мозговой дисфункции). Когда гиперактивность обусловлена болезнью, необходимо строго выполнять все предписания врача.
- Все то, что может вызвать в доме “любознательность” ребенка, последствием которой будет детский травматизм, родители должны убрать хотя бы с поля зрения проказника, лишив его соблазна.
- Любое разногласие в семье в вопросах воспитания ребенка усиливает отрицательные качества малыша. Поэтому, “нащупайте” все болевые точки в семье и устраните их.
- Прежде всего, старайтесь по возможности уменьшить расторможенность и отвлекаемость ребенка. Продумайте режим дня малыша до мелочей. Старайтесь следовать режиму. Пусть ваш ребенок четко знает, когда он должен встать, пойти гулять, играть с друзьями.
- Друзей у вашего малыша должно быть мало; чем больше будет у него товарищей по играм, тем больше будет возбуждаться с ними и он. Желательно, чтобы друзьями не были гиперактивные ребята.
- Игра для вашего ребенка — важнее разных медикаментов, вернее главное лекарственное средство. Старайтесь приобщать ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии.
- Чтоб выработать у гиперактивного ребенка хоть какую-то усидчивость, необходимо приучать его к играм помимо шумных игр в тихие, используя мозайку, лото и домино. Обычно эти игры учат также концентрировать внимание, что очень важно малышу. Гиперактивного ребенка можно отвлечь от “двигательной бури” рисованием, и чтением любимых сказок.
- Все старания гиперактивного ребенка и даже слабые попытки что-то сделать, о чем просили вы, необходимо сразу поощрить.
- Просмотр телевизора необходимо минимально ограничить. Ни в коем случае малыш не должен видеть фильмы ужасов и криминальные истории с насилием.
- Не надо приглашать к себе большое количество гостей. Не надо брать с собой гиперактивного ребенка в шумные компании.
- Учите его сдерживать “бурлящие эмоции” и постарайтесь не выплескивать свои. Запомните, что вам ребенок подражает. Поглубже прячьте свои раздражения и ярость.
- Довольно осторожно жонглируйте своими “можно”и “нельзя”.Будьте последовательны и в наказаниях, и в поощрениях.
- Наказание словесною, телесною агрессией обычно вызывает идентичную реакцию у малыша. Гораздо эффективнее наказать ребенка лишением свободы действий и неподвижностью на многие часы.
- Ребенок должен развиваться в благоприятной обстановке без интеллектуальных перегрузок, с соблюдением соответствующего режима, в ровной эмоциональной атмосфере.
- Надо общаться мягко, спокойно.
Как не надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком:
- Рассматривать гиперактивность своего ребенка как шалость или баловство.
- Пренебрегать советами врача.
- Не вырабатывать усидчивость.
- Давать задания, которые он не сумеет сделать, и постоянно в связи с этим раздражаться.
- Выплескивать свои эмоции наружу по поводу или без повода, давая волю наказаниям, вплоть до побоев.
Ситуация для родителей:
В воскресенье Валера с родителями побывал в цирке, в парке, потом посидели в кафе и напоследок зашли в гости, а вечером еще просился гулять во дворе. В этот день Валера остался без дневного сна и вообще весь режим дня сместился. А вечером он не мог долго уснуть, разозлив этим своих родителей, которые применили даже к нему силу.
Мама ругалась, какой непослушный у нее ребенок, со слезами и воплями ребенок уснул только в первом часу.
1. Правильно ли вели себя родители Валерки?
2. Как в данной ситуации поступили бы вы?
Таким образом, решать данную проблему нужно в следующих направлениях:
- Развивать дефицитарные функции( внимание, контроль поведения, двигательный контроль).
- Учить навыкам взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Учить справляться с гневом.
- Избегать криков и приказаний, а также восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Для укрепления уверенности в себе необходимы похвала и одобрения, которые нужно делать не слишком эмоционально. Необходимо избегать резких запретов начинающихся словами “нельзя” и “нет”, скорей всего на них ребенок отреагирует непослушанием. В этом случае, надо говорить с ребенком спокойно и сдержанно, и дать ребенку возможность выбора. Например, если ребенок носится по квартире как “вихрь”, можно предложить ему на выбор два или три других занятия: побегать во дворе или послушать любимые сказки или порисовать. Если ребенок громко кричит, можно вместе с ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Если ребенок швыряется игрушками и вещами, можно предложить ему игры с водой или пластилином.
- Давать инструкции немногословные, которые должны содержать не более 10 слов. Не давать несколько заданий сразу. Их выполнение необходимо проконтролировать.
- Запретов должно быть не много и они должны быть заранее оговорены с ребенком, которые сформулированы в очень жесткой и непреклонной форме. При этом важно, чтобы ребенок знал, какие санкции будут введены взрослыми за нарушение того или иного запрета.
- Полезны спокойные прогулки с родителями перед сном.
- Уместно использовать систему поощрений и наказаний.
В заключении, хочется напомнить, что первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.
Комментарии
Отправить комментарий
Благодарю за то, что нашли желание и время оставить свой комментарий!