Развитие ребенка 5-6
(Г.А. Широкова)
Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется
на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются
критическому анализу и сравнению со своими
собственными. Под воздействием этих оценок представления
ребенка об Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.
К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж
знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться
своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению
познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка
может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди
сверстников.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника.
Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку
целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для
дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может
отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении
представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.
Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.
Кроме коммуникативной развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок
учится последовательно и логически
выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается
самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое
внимание на предстоящей деятельности.
Старший дошкольник способен различать весь спектр
человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения.
Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
К интеллектуальным чувствам можно
отнести:
—любопытство;
—любознательность;
—чувство юмора;
—удивление.
К эстетическим чувствам можно
отнести*
—чувство прекрасного;
—чувство героического.
К моральным чувствам можно отнести:
—чувство гордости;
—чувство стыда;
—чувство дружбы.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у
ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить
одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как
лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты
способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый
чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка
позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять
доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает
придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени
участия в нем взрослого, так как именно в
общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку
нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной
жизни.
Комментарии
Отправить комментарий
Благодарю за то, что нашли желание и время оставить свой комментарий!