четверг, 20 октября 2011 г.


 Почему ребенок манипулирует?

    Слезы, хитрость, упрямство, слабость, «уход в болезнь», капризы, шантаж… Вот неполный арсенал детских манипулятивных приемов, которые знакомы любому родителю и педагогу. В чем же причина такого поведения дошкольников? Какова роль взрослых в формировании манипулятивных  убеждений и навыков у детей?
   
Психологическое воздействие на человека, осуществляемое скрыто и ловко, используемое для достижения односторонней выгоды, носящее субъект - объектный характер, принято называть психологической манипуляцией.
    Первый опыт управления другими людьми, по мнению Э. Шостром, человек приобретает в детстве: «Так, едва научившись ходить, ребенок уже знает, что для того, чтобы добиться своего, ему нужно иногда ворковать, а иногда орать…». Упрямство в старшем дошкольном возрасте хорошо осознается ребенком как несправедливое и неправильное стремление во что бы то ни стало настоять на своем. Дети, как правило, учитывают последствия своего упрямства и проявляют его чаще всего по отношению к тем взрослым, со стороны которых оно осталось безнаказанным, а для ребенка – эффективным. Некоторым детям доставляет удовольствие видеть бессилие взрослых, особенно если окружающие реагируют смехом.  Взрослый становится жертвой манипуляции. Но манипуляторами не рождаются, а становятся.
    Дети перенимают от родителей систему убеждений, ценностей, которая не прямо, а косвенно влияет на их поведение. Они копируют у родителей успешные способы манипулирования людьми.
Малоэффективный путь и свидетельство дисгармонии детско-родительских отношений – постоянная  «плата» за выполнение каких-либо обязанностей, нежелательных для ребенка. Это и способствует развитию будущего манипулятора. Такие приемы детей выступают ответом на манипулирование взрослым.
     В настоящее время представлена целая галерея молодых манипуляторов: «маленькая тряпка»- пассивный, зависимый, манипулирующий своей слабостью, беспомощностью; «маленький диктатор» - успешно управляет взрослыми с помощью надутых губ, упрямства, непослушания; «болезненный плакса» - использующий жалость окружающих; «жестокий босс» - манипулирующий своим физическим превосходством; «соревнователь» - использующий окружающих для достижения значимых вершин.  
                                        Типология детей – манипуляторов:
Пассивный тип – ребенок кажется медлительным, слабым, беспомощным. Все время плохо себя чувствует, готов целый день пролежать в постели, лишь бы вы его не заставляли делать что-либо, что он не хочет выполнять в силу разных обстоятельств (не может, не хочет, боится, что не получится). Выполняя нелюбимое задание, ребенок делает все неохотно или некачественно для того, чтобы вы освободили его от этого задания. Часто забывает те задания, которые ему не хочется выполнять, и вы не обременяете ребенка лишней работой, т.к. вам его жалко, и он этим пользуется. Чтобы добиться своего он будет использовать слезы, свою слабость. Ребенок не проявляет жизненной активности.

Активный тип – в зависимости от ситуаций ребенок может быть как медлительным так и активным (когда ему это выгодно).когда вы просите выполнить задание (нелюбимое), он все время оказывается занятым. Чтобы добиться своего, он может проявлять упрямство, другие раздражающие методы (дуется, ворчит, злится, топает ногами), и вы уступаете ему. Часто, когда его ругают за невыполненное задание, он притворяется, что не слышал его.

Соревнующийся тип – ребенок физически развит, активен. Чтобы обеспечить себе внимание и заботу с вашей стороны, использует слезы или любой недуг. Всегда хочет быть лучше других детей, пытается это претворить в жизнь, с одним условием – чтобы вы оценили и поощрили его. Если этого не замечают, он долго переживает, может стать агрессивным.

Противоположностью манипуляторов является актуализатор.    

Актуализатор – ребенок активен, легко находит контакт с другими детьми, уважительно ведет себя по отношению ко всем взрослым, способен сочувствовать, радоваться, огорчаться. Он делится своими переживаниями, чувствами, испытывает доверие к миру. Делает посильные задания самостоятельно и с удовольствием, находит способы творчески проявлять себя. Ребенок (почти всегда) искренен в своих чувствах, независимо от ситуации.

Переходный тип – ребенок выполняет ваши поручения самостоятельно, если ему это выгодно. Может с увлечением выполнять задания, если ему интересно. Легко взаимодействует с другими детьми и взрослыми, способен сопереживать. Чтобы обеспечить себе ваше внимание, может использовать слезы, плохое поведение, болезнь. Иногда он делится с вами своими переживаниями, чувствами.

Первая тенденция – родитель ощущает себя с ребенком единым целым («симбиоз»), стремится удовлетворить все его потребности, оградить его от трудностей и неприятностей жизни, никогда не предоставляет ему самостоятельности. Такому типу родительского отношения соответствует высокая и средняя степени манипулятивного поведения.
Вторая тенденция – желательный образ родительского отношения «кооперация» - родитель высоко оценивает интеллект и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных (друг). Такому типу соответствует низкая степень выраженности манипулятивного поведения.
Низкая степень манипулятивного поведения наблюдается при благоприятной семейной ситуации, и наоборот, высокая степень – свидетельствует о дисгармоничных отношениях в семье.
Необходимо перестать делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Постепенно нужно снимать с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавать их ему. Это делает ребенка более сильным и уверенным в себе, а отношения – более спокойными и радостными. Справедливые правила и ограничения (запреты) не стоит отменять, иначе, испытывая родительские требования на прочность, дети приучаются настаивать, вымогать, «ныть».
Только ценностное отношение и уважение к личности ребенка, стремление лучше его понять и безусловно принять малыша, но при этом справедливость, последовательность воспитательных воздействий, большая работа взрослых над собой способствуют развитию положительного потенциала дошкольника, названного «самоактуализацией».